Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
157580, Костромская область, Поназыревский р-н, пгт Поназырево, тер Микрорайон, д.1

Наш адрес
+7 (49448) 21006
Контактный номер

Практический материал для родителей

  • Наставничество 

    Организация наставничества в социальной сфере

     «Эффективное наставничество – это передача опыта и конкретных навыков. Возрождение традиций наставничества – это актуальная задача».

    Наставники, способные стать значимыми «взрослыми» для несовершеннолетних, способные найти подход, раскрыть их возможности и интересы и оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку.

     Одним из приоритетных направлений деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям является поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В Поназыревском муниципальном районе проживает 821семья, в которых воспитывается 1092 ребенка, из них 732 ребенка проживают в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

    Одной из новых форм профилактической работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, является наставничество. Под наставничеством понимается добровольная деятельность граждан, в том числе должностных лиц, по безвозмездной поддержке семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, проживающих на территории Поназыревского муниципального района, путем оказания им помощи в преодолении социально-опасного положения.

    Наставничество является добровольным как со стороны наставников, так и со стороны семей.

    Наставник закрепляется за семьей сроком на один год. По решению муниципальный комиссии срок может быть продлен. Наставник закрепляется за семьей с письменного согласия родителей.

    Целью наставничества является эффективное решение проблем детской безнадзорности, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, уменьшение численности семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

    Задачи наставника:

    • проводить индивидуальную профилактическую работу с семьей;
    • оказывать содействие в педагогической, психологической и социальной помощи, то есть привлекает к делу специалистов других сфер, например (педагогов, специалистов центра занятости).
    • принимать участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей. Проще говоря, работать в тесном контакте с учреждениями и органами системы профилактики (комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками полиции, учреждениями образования и здравоохранения, органами опеки);
    • осуществлять просветительскую работу в целях профилактики алкоголизма и других зависимостей родителей. Кстати, на этот счет у специалистов комплексного центра социальной защиты населения и учреждения здравоохранения имеется соглашение, на основании которого члены таких семей могут быть пролечены (закодированы) от пагубных пристрастий бесплатно.

    В обязанности наставника входит:

    - осуществлять планирование работы с семьей;

    - изучать личностные качества членов семьи, их интересы и увлечения, образ жизни и поведение;

    - принимать участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей;

    - оказывать содействие в получении профессиональной психологической, социальной, педагогической помощи семье;

    - вести постоянную профилактическую работу с семьей в целях установления партнерских отношений;

    - воздействовать на семью личным примером, убеждением, разъяснением, дружеским советом;

    - представлять отчет о проделанной работе в комиссию по итогам каждых шести месяцев с даты решения муниципальной комиссии о закреплении наставника.

    Права наставника:

    - ходатайствовать перед муниципальной комиссией о снятии с семьи статуса находящейся в социально опасном положении

    - посещать семью с согласия родителей по месту жительства для ознакомления с социально-бытовыми условиями проживания.

    - присутствовать на заседаниях муниципальной комиссии при рассмотрении дела в отношении семьи.

    - вносить предложения по изменению или дополнению межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей с учетом проведенных мероприятий.

     Из опыта работы

    Новая форма работы с неблагополучными семьями появилась в Поназыревском муниципальном районе в 2018 году. Теперь в доме, где несовершеннолетнему ребенку угрожает опасность, родители не исполняют своих обязанностей и ведут асоциальный образ жизни, может появиться наставник. Кто может стать этим человеком, каковы его функции и на каких условиях он работает, расскажу вам я, заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям областного государственного бюджетного учреждения «Поназыревский комплексный центр социального обслуживания населения» Бердиева Галина Александровна

    Отмечу, что основная цель этой работы - не изолировать ребенка, а напротив, сделать все, чтобы сохранить его кровную семью, то есть попытаться сделать так, чтобы родители взялись, наконец-то за голову, одумались и начали нормально жить. Такая форма работы, как наставничество до нас была уже апробирована в нескольких регионах страны, и очень хорошо себя зарекомендовала.

    Наставничество не предполагает никакой оплаты, это не работа, а по сути - волонтерская деятельность. Причем, она является добровольным как со стороны наставников, так и со стороны семей. Поэтому у неблагополучных родителей есть право определиться, подходит ли им этот человек, который будет приходить в дом и помогать в каких-то социальных вопросах или нет. Понятно, что и наставник, и подшефная семья должны морально воспринимать друг друга.

    План работы наставника составляется на основании критериев признания семьи, находящийся в социально опасном положении и включает в себя множество направлений реабилитационных мероприятий:

    - лечение родителей от алкогольной зависимости;

    - повышение педагогической грамотности родителей;

    - оказания содействия в нормализации детско-родительских отношений;

    - привлечением профессиональной психологической помощи;

    - трудоустройство, обучение и др.

     «С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха…»

     Наставничество, невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Наставники - это люди, готовые понять, принять и помочь. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество может рассматриваться, как способ:

    • строить социальные отношения;

    • применять на практике свои моральные принципы;

    • получать новые навыки;

    • найти поддержку и друзей;

    • почувствовать себя способным что-то совершить.

      При работе с семьей наставнику приходится выступать в 3 основных ролях:

    1. Советниками - информировать семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье: рассказывать о развитие ребенка, давать педагогические советы по воспитанию детей.

    2. Консультантами - консультировать по вопросам семейного законодательства; вопросами межличностных взаимодействия в семье; информировать о существующих методов воспитательного ориентирования на конкретную семью; разъяснять родителям способы создания условий, необходимых для ребенка в семье.

    3. Защитниками - защищать права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградации личности родителей (алкоголизм, жестокое отношение к детям) и вытекающие из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения к детям.

    Наставничество - это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь. Именно благодаря наставникам многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения. Хочу привести несколько примеров из личного опыта работы наставником.

    Из истории семьи Б.

    Семья полная состоящая из 4 человек: мать, отец, две дочери. Взаимоотношения в семье были крайне сложные, отсутствовало взаимопонимание между членами семьи. Частые скандалы, образованные на фоне асоциального образа жизни (злоупотребление алкогольных напитков) родителей, нередко приводили к рукоприкладству. Всё это происходило на глазах несовершеннолетних дочерей.

    Материальное положение семьи было низким, родители не работали, средств на обеспечение потребностей несовершеннолетних не было. Мать хозяйством по дому не занималась, жилое помещение находилось в антисанитарном состоянии, у детей отсутствовали места для занятий. Контроль за поведением и воспитанием детей отсутствовал, внешний вид девочек был неопрятный, регулярные пропуски учебных занятий по неуважительным причинам. Комиссией по делам несовершеннолетних было принято решение поставить семью на учет в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.

    Из-за крайне тяжёлой обстановки в семье, которая препятствовала нормальному воспитанию, родителям было оказано содействие в направлении своих дочерей в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, тем временем с семьёй продолжалась реализация программы реабилитации. Родители были вовлечены в работу Клуба «Семейный очаг» где были активными участниками всех мероприятий. В рамках мероприятий клуба родители смогли повысить педагогическую компетенцию. Девочки посещали дополнительные занятия в школе, что помогло им стать успевающими ученицами. Так как алкоголизм родителей стал основной причиной неблагополучия, оба родителя прошли курс лечения в психиатрической больнице, закодировалась по программе «Семья для каждого ребёнка». После этого обстановка в семье нормализовалась, родители устроились на работу, материальное положение стабилизировалось. Благодаря наставничеству мне удалось вывести семью из кризисной ситуации, семью сняли с профилактического учета. Прошло три года. На сегодняшний день семья проживает в благоприятных условиях и имеет статус «благополучная семья».

    Из истории семьи Ф.

    Многодетная, неполная, малообеспеченная семья, находящаяся в социально опасном положении (мама и трое несовершеннолетних детей). В связи с систематическим неисполнением своих родительских обязанностей и длительном нахождении семьи на учете в категории семей, находящихся в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав подала в суд исковое заявление о лишении мамы родительских прав. Суд удовлетворил ходатайство КДН, мама была лишена родительских прав. На заседании КДН и ЗП за семьей закрепили меня наставником и разработали план реабилитации, в который включили следующие мероприятия:

    - лечение от алкогольной зависимости;

    - трудоустройство;

    - улучшение жилищных условий;

    - повышение педагогической грамотности и компетенции матери.

    Для выполнения программы реабилитации я применила современную технологию «Социальное лечение», в результате чего спустя 6 месяцев программа реабилитации была исполнена в полном объеме, мама обратилась в суд с исковым заявлением в восстановлении ее в родительских правах. Суд учел все усилия матери и удовлетворил ходатайство, мама восстановлена в родительских правах. В настоящее время все члены семьи проживают вместе, ведут совместное хозяйство. Семья воссоединилась благодаря наставничеству.

      Из истории семьи А.

    Семья А. многодетная, неполная, малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. Поставлена на профилактический учет в категорию семей, находящихся в социально опасном положении в связи с неисполнением родительских обязанностей по обучению детей. Старшая дочь учащаяся 9 класса была не аттестована за два триместра по многим предметам, в связи с этим не была допущена к сдаче государственных экзаменов. Обсудив все возможные варианты по исправлению ситуации, на КДН и ЗП было принято решении применить наставничество. Таким образом, я стала наставником. Подключив педагогов школы для проведения индивидуальных занятий нам удалось в течение полутора месяцев сдать все задолженности по предметам, в результате чего девочка получила аттестат установленного образца и поступила в образовательное учреждение начального профессионального образования. В настоящее время несовершеннолетняя успешно обучается в профессиональном образовательном учреждении на первом курсе. Семья снята с профилактического учета.

    Кроме наставничества за семьёй, наставничество - является эффективной формой адаптации и обучения нового персонала и развитие кадрового резерва. На протяжении своей трудовой деятельности в отделении, а это 14 лет, я являлась наставником пяти молодых специалистов. В настоящее время являюсь наставником молодого специалиста по социальной работе. В ходе наставнической деятельности два специалиста из пяти сами являются действующими наставниками в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     

    Вся работа наставника направлена на то, чтобы мотивировать людей и не важно кто это будет – коллеги или родители на самостоятельное и эффективное решение проблем.

    Скачать файл: Наставничество.docx

    Просмотр документа онлайн: Ссылка


  • Региональная программа «Ранняя помощь» 

     В рамках реализации комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи детям с нарушениями развития или риском их появления в возрасте от 0 до 3 лет на базе реабилитационного Центра "Лесная сказка" открыто стационарное отделение по раннему сопровождению детей целевой категории совместно с родителями. 

    Цель деятельности работы отделения – формирование системы активной поддержки родителей, активизации их реабилитационного потенциала за счет прямого участия в прохождении детьми с нарушениями в развитии или риском их появления курса медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации.

    Задачи:

    Деятельность отделения ранней помощи направлена на развитие максимально возможных функциональных способностей ребенка, а также на обеспечение его психического и физического благополучия при непосредственном участии в реабилитационном процессе его родителей.

    Целевая категория: дети  с нарушениями в развитии или риском их появления в возрасте от 1 года до 3 лет совместно с родителями.

    Прием на реабилитацию:

    Семьи с детьми целевой категории принимаются на стационарное отделение по раннему сопровождению на основании направления на реабилитацию и абилитацию от организаций социального обслуживания по месту проживания семьи и наличия у ребенка   индивидуальной программы раннего сопровождения (ИПРС).

    Родителям (законным представителям) сопровождающим ребенка предоставляются платные услуги на питание и проживание на основании Договора.

    Наполняемость отделения - 12 человек (6 мам,6 детей).

    Продолжительность курса реабилитации и абилитации -14 дней.

    Основные направления деятельности отделения:

    1.Коррекционное - специалисты полипрофильной службы (врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по ЛФК), а так же музыкальный руководитель, социальный педагог по  трудотерапии оказывают реабилитационные услуги ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

    2. Консультативное – адресное обучение родителей методам развития ребенка с нарушениями в развитии или риском их появления в форме: консультирования, практикумов, тренингов.

    Виды услуг:

    1.Медико-социальные: физиолечение,  массаж, кинезотерапия,  лечебная физкультура,  механотерапия, водолечение.

    2.Психолого-педагогические:

    Психолого-педагогическая  коррекция осуществляется в форме индивидуальных  и групповых занятий посредством комплексного применения психоинтеграционных технологий, таких как: сказкотерапия, пескотерапия, музыкотерапия, игротерапия,изотерапия,сенсотерапия, монтессори-педагогикаи другие.

    Практический материал для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».docx

    Практический материал для родителей «Система работы с неговорящими детьми раннего возраста»docx

    Буклет Первомайского детского дома.pdf

    Буклет раннее сопровождение "Лесная сказка".docx

    Буклет Ранняя помощь детям.docx

    Служба ранней помощи детям с нарушениями развития или риском их появления в возрасте от 0 до 3 летdocx

     Улучшение качества жизни детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).pdf

    Скачать файл: ранняя помощь.docx

    Просмотр документа онлайн: Ссылка




Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке

НОК